Время новых идей

Картинка новости
Сокращение нефтяных доходов и смена мировоззрения, вызвавшее падение импорта, создали рыночную потребность в новых идеях и новаторских проектах, претендующих как на рентабельность, так и на духовное освоение мира. Эти проекты могут быть нацелены на строительство новых архитектурных форм, одновременно с новыми форматами торговли, отдыха и других видов практического материального воплощения художественной мысли.
В разработке новаторских проектов можно задействовать еще один ресурс, который до сих пор был слабо вовлечен в экономику России. Речь идет о концептуальном художественном проектировании, архитектурном творчестве, предполагающем подлинную интеллектуальную глубину, организации фестивалей и шоу, использующих все новинки современной техники, и многих других формах реализации художественной мысли. Хотя искусство в современной России не прекращало своего существования, оно за отдельными исключениями (эстрада, отдельные кинофильмы и спектакли) полагалось на спонсорскую поддержку и имело низкую коммерческую результативность. Текущая ситуация создает возможности для его превращения в более значимый экономический ресурс. Если прежние рыночные неудачи можно объяснить отсутствием спроса на оригинальность, то теперь присутствие в проекте элементов оригинального искусства может превратиться из источника издержек в фактор роста потребительских качеств.
Концепций подобных проектов может быть много: от абсолютно новаторских, названия которых еще предстоит придумать, до хорошо известных – таких как парки развлечений. Решающим фактором успеха станет правильный выбор творческой компоненты проекта – необходимо максимально точно уловить духовный запрос, предложить идею, вызывающую мощный резонанс. История знает немало примеров подобных проектов, и, в частности, парков развлечений, которые были успешно реализованы в экономически непростые времена. Одним из самых известных стал Диснейленд – это блестящее воплощение «духовности по-американски», уже более 60 лет демонстрирующее неплохие финансовые результаты. Диснейленд был открыт в 1955 году, но задуман Уолтом Диснеем еще в начале 30-ых – то есть в разгар Великой депрессии в США, когда желание ненадолго уйти от реальности и побывать в вымышленном мире стало особенно сильным, перевесив фактор падения доходов. Безусловно, на момент начала реализации проекта Диснейленд его новизна и масштабность создавали инвесторам немалые бизнес-риски. Но точно уловленный спрос на сказочных героев из мультфильмов стал решающим фактором успеха. Нет достоверных данных, что проект создания Диснейленда получал государственную поддержку, но нет и сомнений, что он всегда имел политическое содержание, успешно помогая Соединенным Штатам создавать в мире легенду о стране-мечте.
Сочетание свободной рыночной ниши и наличие свободных ресурсов для реализации проекта говорит в пользу того, что возможность повторить коммерческий успех Диснейленда, реализовав его на основе русской мифологии, сейчас реально начинает появляться. Поле художественных идей – это та сфера, где Россия реально обладает высокой конкурентоспособностью, что в сочетании с ростом патриотизма открывает огромные возможности создания и развития успешного бизнеса. Однако, благоприятная ситуация не будет длиться долго – если пока в России нет крупных развлекательных иностранных парков, то со временем они наверняка появятся. Не упустить момент, используя сочетание свободных экономических ресурсов и спроса на новые услуги, можно только опередив возможных конкурентов.
Хотя риски крупных проектов обычно высоки, но велика и ожидаемая доходность, а достигнутый положительный результат станет заслуженной наградой не только инвесторам, но и принесет несомненную пользу всему российскому обществу.
Аналитический отдел Фонда Возрождения народной культуры (с)